Поиск по сайту

Информационная культура

Информационно-библиографическая работа является основой деятельности любой библиотеки независимо от ее статуса. В период освоения новых информационных технологий и формирования информационных библиотечных ресурсов ее роль возрастает многократно.

Сегодня, информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерными технологиями.

По всем этим направлениям в ЦДБ ведется большая работа: разрабатываются и проводятся различные мероприятия по повышению информационной грамотности школьников с использованием как привычных форм работы, так и новых интерактивных технологий.

  • Знакомство с библиотекой.
    Экскурсия по библиотеке «Приглашаем в книжкин дом» – дошкольники, 1-2 классы
    Роль и назначение библиотеки. Понятия – абонемент и читальный зал. Правила записи в
    библиотеку.
    Форма проведения: «Путешествие по книжному городу» Перед «путешествием» разговор с детьми о том, что такое библиотека, краткие сведения о ЦДБ.
    Содержание: 1 этап – младший абонемент – расположение книг в открытом фонде, объяснение, что такое стеллаж, расстановка книг на книжной полке, знакомство с книжными выставками.
    2 этап – знакомство с читальным залом – отличия читального зала от абонемента; краткие сведения о каталогах.
  • «Правила обращения с книгой и правила поведения в библиотеке» – дошкольники, 1-2 классы
    Цель – формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой и правилами поведения в библиотеке.
    Форма проведения: беседа с игровыми эпизодами.
    Содержание: 1 этап – В ходе беседы о бережном отношении к книге в разговор вступает ворона Каркуша, прилетевшая с «Убедительной просьбой книги». Дети знакомятся с правилами обращения с книгой, с тем, как можно самим сделать закладки для книг.
    2 этап – Правила поведения в библиотеке – игра Каркуши с детьми.
    В процессе беседы идёт постоянное повторение правил.
  • «Что принёс нам почтальон?»: Газеты и журналы для детей – 1-4 классы
    Цель – познакомить детей с разнообразными периодическими изданиями, дать понятие о газете и журнале.
    Форма проведения: беседа, обзор периодических изданий.
    Содержание: Отличие газеты и журнала от книги. Понятия «статья», «заметка», «корреспондент», «журналист», «редакция». Обзор лучших периодических изданий: «Мурзилка», «Отчего и почему», «А почему?», «Клёпа», «Детское чтение для сердца и разума», «Детская энциклопедия АиФ» и др.
  • «Путешествие по стране «Журналии» – 1-4 классы
    Цель – познакомить детей с разнообразными периодическими изданиями, их структурой и рубриками.
    Форма проведения: игра-путешествие с Мурзилкой.
    Содержание: Ведущий и Мурзилка совершают путешествие по журналам «Мурзилка», «Детское чтение для сердца и разума», «Читайка», «Кукумбер», «Смешарики», «Клёпа». В процессе игры от каждого журнала дети получают задания.
  • «Твой первый словарь»: знакомство с орфографическим словариком  – 1-2 классы
    Цель – познакомить детей с их первым языковым словарем, его структурой и содержанием. Научить пользоваться орфографическим словариком.
    Форма проведения: игра-поиск по орфографическому словарю
    Содержание: Краткий рассказ о словарях русского языка. Знакомство со структурой и содержанием орфографического словарика. Практическая работа со словариком
  • «Создание книги своими руками» – 2-5 классы
    Цель – усвоение учащимися начальных знаний о структуре книги, основных понятий по теме: переплёт, обложка, суперобложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации; воспитание бережного отношения к книге, закрепление полученных знаний в практической работе; привитие навыка независимого библиотечного пользователя.
    Форма проведения: медиалекция + творческая работа.
    Содержание: Презентация знакомит учащихся со структурой книги, ее элементами. Вторая часть урока – создание короткого рассказа и оформление титульного листа к этому рассказу.
  • «Веселая эстафета с бароном Мюнхгаузеном» – 2-5 классы
    Цель – познакомить с энциклопедиями «Что такое? Кто такой?» и «Я познаю мир», научить пользоваться ими. Поиск информации в Интернете.
    Форма проведения: беседа с элементами игры.
    Содержание: В ходе беседы ребята знакомятся со структурой энциклопедий «Что такое? Кто такой?» и «Я познаю мир». Дается краткая информация о поиске в Интернете. (В игре используются «ЯПМ: Животные», «ЯПМ: Насекомые», «ЯПМ: Растения»)
    После этого –  подвижные игры и поисковая работа по энциклопедиям и в Интернете. Для вопросов и игр используется книга Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена».
  • «По секрету всему свету»: турнир знатоков энциклопедии «Что такое? Кто такой?» – 2-5 классы
    Цель – дать представление об энциклопедиях, справочниках, словарях. Заинтересовать ребят этими книгами, научить пользоваться ими при самостоятельном чтении, при подготовке к урокам.
    Форма проведения: беседа с элементами игры.   
    Содержание: Краткий экскурс в историю справочных изданий. Представление детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Структура и расположение материала. Игра с заданиями по энциклопедии.

  • «В гости к выставкам» – 2-4 классы
    Цель – научить детей рассматривать выставки книг и ориентироваться в них.
    Содержание: Рассказ о выставках, их видах и темах. Знакомство с выставкой «Мы из книг Маршака», кратко о биографии писателя. Затем ребята вспоминают известные произведения поэта, и библиотекарь читает вместе с детьми стихотворение «Багаж». Далее идёт рассказ о поэтических переводах Маршака. И ещё одно совместное прочтение стихотворения «Дом, который построил Джек».
  • «Сказ о друкаре Иване» – 2-5 классы
    Цель – заинтересовать учащихся историей книги, рассказать о роли, которую играла книга в развитии человечества. Вызвать у ребят желание ближе познакомиться с книгой.
    Форма проведения: слайд-лекция.
    Содержание: Рассказ о древних книгах: глиняные таблички, папирусные свитки, книги из пергамента, берестяные грамоты. Рассказ о первом русском книгопечатнике И. Фёдорове и его книгах.
  • «Советы Айболита» – 2-5 классы 
    Цель – познакомить с энциклопедией «Я познаю мир: Медицина», познавательными книгами А. Дорохова «Про тебя самого» и Г. Шалаевой «Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте», научить пользоваться ими.
    Форма проведения: библиографическая игра.
    Содержание: Беседа о структуре книг, поисковая работа по ним с включением игр, в том числе подвижных.
  • «Магистр детектива» – 2-5 классы
    Цель – научить детей пользоваться структурой книги, в том числе словарями и  энциклопедиями.
    Форма проведения: литературно-библиографическая игра.
    Содержание: Учащиеся на время игры становятся сыщиками и разгадывают различные задания по сказкам и энциклопедиям. Книги на выставках – подсказка для ответов на вопросы. Используются подвижные игры.
  • «Великий дар человеку» – 6-8 классы
    Цель – заинтересовать учащихся историей книги, рассказать о роли, которую играла книга в развитии человечества. Вызвать у ребят желание ближе познакомиться с книгой и библиотекой.
    Форма проведения: слайд-лекция
    Содержание: Рассказ о древних книгах: глиняные таблички, папирусные свитки, кн. из пергамента, берестяные грамоты. Первые библиотеки: библиотека царя Ашшурбанипала, Александрийская, библиотека царя Ивана Грозного. Рассказ о первых книгопечатниках / И. Гуттенберг, И. Фёдоров. Современные библиотеки. Виртуальные книги и библиотеки.
  • «Удивительные превращения каталогов: история и современность» – 6-9 классы
    Цель – познакомить с историей появления и развития каталогов. Дать представление о карточном каталоге и электронном.
    Форма проведения: слайд-лекция
    Содержание: Рассказ о библиотеке царя Ашшурбанипала, знакомство с АК, СК и карточками каталога. Кратко об электронном каталоге и примеры поиска по ЭК.
  • «Справочная литература: энциклопедии, справочники, словари» – 7-9 классы
    Цель – расширить знания школьников о справочной литературе, научить пользоваться разнообразными видами справочной литературы.
    Форма проведения: беседа-консультация. Поисковая работа по энциклопедиям.
    Содержание: Типы справочных изданий для школьников: энциклопедии, справочники, словари.
    Структура изданий в целом и отдельных томов, справочный отдел. БСЭ, Оксфордская энциклопедия, энциклопедия «Республика Коми» и др.
  • «Путешествие по Электронному каталогу» – 5-8 классы
    Цель – познакомить со структурой ЭК, правилами и видами поиска. Научить пользоваться ЭК.
    Форма проведения: слайд-лекция
    Содержание: Знакомство с пользовательским интерфейсом АРМ читатель. Алгоритмы поиска. Практическая поисковая работа. 
  • «Войди в мир книги: для чего нужны иллюстрации» – 2-4 классы
    Цель – познакомить учащихся с иллюстрациями, с работой художников-иллюстраторов Е. Чарушина, Ю. Васнецова, Е. Рачева. Научить внимательно рассматривать иллюстрации, всегда видеть связь иллюстрации и текста.
    Форма проведения: слайд-лекция
    Содержание: Рассказ о значении иллюстрации в книге. О разнообразии стилей художников, отличии в оформлении иллюстраторами книг-сказок и книг о природе. Знакомство с творчеством Е. Чарушина, Ю. Васнецова, Е. Рачева 

Получить всю необходимую информацию о мероприятии можно по телефону 76-54-75 или по адресу: пл. Комсомольская, д. 5.